Ранний детский аутизм считается одним из
наиболее тяжелых психических расстройств у детей, характеризующихся отсутствием
интереса к внешнему миру, нарушением контакта с окружающими, задержкой
интеллектуального развития, слуховой и визуальной отрешенностью, стойким
негативизмом к обучению, ранним проявлением патологии психического развития. И
лечение, и реабилитация таких детей зависит от многих факторов, но чаще всего
программы направлены на обучение ребёнка адекватным формам поведения,
коммуникации. Отдельные методы, как правило, направлены на преодоление
конкретных проблем в социальной, когнитивной, коммуникативной, поведенческой
сферах. Иппотерапия – это метод реабилитации различных
недугов человека, в том числе и раннего детского аутизма. Он основан на
взаимодействии ребенка с лошадью, адаптирован к возможностям ребенка в обучении
верховой езде и уходу за лошадью. Иппотерапия помогает задействовать все
сенсорные системы, и, что не менее важно, создает у детей с аутизмом достаточно
сильную мотивацию, а также формирует один из первых видов взаимодействия «действие
– реакция – действие».
Доказано, что лошадь может выступать в
качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это
происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью протекает на невербальном
уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира
и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности,
адаптироваться в ней. Дети, страдающие аутизмом, плохо реагируют на всякое
новшество, не принимают изменений в окружающей обстановке. Поэтому они на
первых порах могут с недоверием отнестись к верховой езде. Но это не означает,
что от занятий нужно отказываться. У многих аутистов имеются свои любимые
занятия, являющиеся почвой для формирования интеллекта, способностей, развития
поведения. Одним из таких занятий может стать именно верховая езда.
Этот метод реабилитации не панацея при
аутизме, но все-таки иппотерапия имеет большое количество преимуществ перед
другими терапевтическими методиками и при комплексном подходе дает большой
эффект, как, непосредственно, в коррекционной работе, так и в повседневной
жизни ребенка, страдающего аутизмом.
Результаты
этого метода реабилитации невозможно недооценить. Дети, которым ставят диагноз
"аутизм", находятся в своём мире, они закрыты от внешнего, опасного,
болезненного для них окружающего мира. Занятия иппотерапией помогают им постепенно
избавиться от безучастности и замкнутости, многие дети начинают говорить, лошадь становится для них другом. Ковалева
Светлана Анатольевна.
Реабилитолог-иппотерапевт, тренер по конному
спорту ДЮКЦ «Фаворит», член Национальной Федерации Лечебной верховой езды и
инвалидного конного спорта России.
|